Биография Мусоргского – краткое содержание, самое главное

Изображение Биография Мусоргского – краткое содержание, самое главное

Модест Мусоргский – российский композитор. Автор многих музыкальных произведений, признанных шедеврами мировой музыки. Один из участников объединения петербургских композиторов – «Могучей кучки».

Молодые годы

Родился Модест Петрович в 1839 г. в родительском имении Карево, что было расположено в Псковской губернии. Отец мальчика происходил из знатного дворянского рода Мусоргских, который являлся одной из ветвей княжеского рода Рюриковичей.

В течение первых десяти лет Модест воспитывался дома, для чего мальчику и его старшему брату были наняты гувернёры.

В десятилетнем возрасте Мусоргские переезжают в Петербург, где Модеста отдают в гимназию Св. Петра – старейшую школу Северной столицы, основанную по личному указанию Петра Великого.

Однако, не закончив учебное заведение, мальчик в 1859 поступает в Гвардейскую школу прапорщиков. В этом военном училище юный Мусоргский всерьёз увлекается музыкой.

Под руководством преподавателя закона божия Крупского, юноша занимается изучением различных направлений религиозной музыки, в том числе католической и протестантской.

Первые достижения

После окончания военного училища, Модест Петрович зачисляется в гвардейский Преображенский полк. В эти годы он знакомится с другим будущим композитором, вошедшим впоследствии в «Могучую кучку» – Даргомыжским.

В Преображенском полку Мусоргский прослужил недолго, переведясь в инженерное управление, а оттуда – на гражданскую службу в Министерство госимущества. За годы своего обучения Модест Петрович получил великолепное образование, чему также способствовало его личная тяга к знаниям.

Молодой человек свободно изъяснялся по-немецки и по-французски, читал на латинском и греческом языках. Однако главным увлечением Модеста уже в те молодые годы стала музыка. Именно ей и собирался он посвятить всю свою будущую жизнь.

Начиная с 1849 г. мальчик берёт уроки игры на фортепиано, и в результате регулярных занятий становится замечательным пианистом. Природа наделила Модеста Петровича красивым голосом, и его баритон можно было услышать на частных вечерах во многих аристократических домах Петербурга.

Первое музыкальное произведение Мусоргский написал в возрасте 13 лет. Это была полька для фортепиано под названием «Подпрапорщик». В 17 лет написанное им скерцо было исполнено с большой сцены – его исполнил оркестр Рубинштейна в столичном театре.

Становление композитора

В конце 1950-х годов Мусоргский вступает в неофициальное музыкальное объединение Балакирева, получившее название «Могучая кучка».

Именно Балакирев во многом приложил свою руку к становлению Модеста Петровича в качестве выдающегося композитора. Под его руководством Мусоргский изучал партитуры, изучал особенности форм и гармонию произведений известных композиторов – и отечественных, и иностранных.

При наставничестве Балакирева, молодой композитор учится анализировать собственные произведения, оценивать их с критической точки зрения. Всё это в дальнейшем очень помогло ему стать поистине великим композитором своего времени.

С 1860-х годов Мусоргский пробует писать большие музыкальные формы – оперы и концерты. При этом он обращается к классическим литературным произведениям, на сюжеты которых и создаёт свои творения. Первой подобной пробой стала трагедия «Эдип» древнегреческого драматурга Софокла.

Но это произведение оказалось не оконченным, и отрывки из него увидели свет только после смерти композитора. Также, к сожалению, не заканчивает Мусоргский и оперы по произведениям «Саламбо» и гоголевской «Женитьбе». Материалы к этим неосуществлённым замыслам композитор позднее использовал в других своих сочинениях.

Успех и последующий распад “Могучей кучки”

Первым же успешным большим замыслом стала опера по трагедии Пушкина «Борис Годунов». Однако, в 1870 г. комитет Императорских театров отказал этой опере в выходе на сцену, никак не объяснив своё решение. Впервые она вышла на подмостках через четыре года после написания, в столичном Мариинском театре.

Опера имела большой успех у публики и благосклонные отзывы у критиков. Далее были другие известные произведения, с помощью которых Мусоргский вошёл в плеяду признанных мастеров-композиторов: «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и т.д.

В 1870-е годы композиторский союз «Могучая кучка» начинает постепенно разваливаться. Модест Петрович очень болезненно относится к распаду объединения, считая это малодушием со стороны остальных его членов, предательством русской национальной идеи в музыке.

В эти годы происходит идеологический раскол между Мусоргским и бывшими его друзьями – Балакиревым, Римским-Корсаковым. В результате, последние годы великого маэстро были отмечены пристрастием к спиртным напиткам.

В 1881 году он скончался в госпитале от последствий алкогольной зависимости. Похоронен в Александро-Невской лавре.