Термин «конъюнктура» один из самых распространенных в 21 веке. Он широко применяется практически во всех сферах деятельности и сегментах социальной жизни. Но что это значит, понимает далеко не каждый. Хотя на самом деле все просто.
Из истории вопроса
Русский язык изобилует заимствованными словами, и конъюнктура входит в это число. Само понятие впервые появилось у древних римлян и произошло от двух латинских слов. В точном переводе оно означает «описание ситуации, сочетание разных вещей».
В современном прочтении определение звучит немного иначе – совокупность факторов, определяющих ту или иную ситуацию в конкретном сегменте. Если говорить простыми словами, то конъюнктурой можно назвать комплекс сиюминутных условий, которые формируют положение дел в определенной области и в текущий момент деятельности.
Интересно, что термин внесен во многие словари. Но каждый раз он трактуется по-своему. Поэтому единственно правильной расшифровки слово «конъюнктура» не имеет. Самое главное, что нужно запомнить, — любые определяющие ситуацию характеристики могут называться конъюнктурой.
Отличительные черты
Так как конъюнктура связана с разными направлениями и сферами деятельности, то выделить ее характерные признаки довольно сложно. Но все же определенные черты специалисты называют:
- непостоянство – конъюнктура изменчива и находится в непрерывном движении, причем колебания могут быть как кратковременными, так и продолжительными;
- противоречивость – показатели могут иметь абсолютно противоречивый характер и присутствовать одновременно в одном промежутке времени;
- неравномерность – факторы проявляют себя по-разному и влияют на ситуацию не в равной степени.
Исходя из сказанного выше, можно сказать, что конъюнктура – это простыми словами обстановка, сложившаяся в той или иной области в конкретный промежуток времени и стремящаяся к движению.
Классификация
Если рассматривать этот вопрос максимально кратко, то стоит выделить три основных вида конъюнктуры:
- экономическая (макроэкономическая);
- политическая;
- международная.
Экономическую категорию часто называют рыночной, так как она дает точный и ясный срез положения дел на рынке. Например, падение цен на нефть одновременно с уменьшением спроса на авиаперелеты создает такую ситуацию на рынке, которая заставляет инвесторов выводить вложенные средства из данного сегмента. Можно сказать, что конъюнктура позволяет сделать краткосрочный прогноз действий и принять решение здесь и сейчас.
Политическая конъюнктура – это фактически приспособление действующих партий и отдельных общественных деятелей к существующему режиму. Под этой призмой часто возникает желание переписывать историю и искажать реальные события.
Ярким примером политической конъюнктуры может служить желание властей Варшавы в 80-летнюю годовщину начала Второй мировой войны выставить Россию (как преемницу СССР) виновницей наступления фашистских войск на Польшу. Причем эту тенденцию, приспосабливаясь к существующему положению вещей, поддерживают польские СМИ, политики, общественные деятели и организации.
Под международной конъюнктурой понимают сложившиеся политические и экономические силы в текущий момент времени.
Также существует и классификация с точки зрения временных промежутков. Согласно ей, конъюнктура делится на:
- текущую;
- краткосрочную (сюда часто включают и среднесрочную);
- долгосрочную.
Конъюнктура рынка: о чем нужно знать
Чаще всего слово «конъюнктура» употребляется в контексте рынка. Поэтому данный вопрос стоит рассмотреть немного подробнее.
Впервые о конъюнктуре в экономике заговорили в 17 веке. Термин ввел в обиход немецкий экономист Вагнер. Профессор наук параллельно активно изучал политику и являлся известным общественным деятелем.
Рыночную конъюнктуру формирует длинный перечень факторов. Поэтому для получения точной информации требуется сделать анализ каждого из них:
- спрос и предложение на товарные позиции;
- уровень развития общества;
- научно-технический прогресс;
- обеспечение населения благами;
- активность на рынке;
- изменение курсов валют и не только.
Количество измеряемых параметров может быть любым. Они подбираются в зависимости от того, какая конечная цель ставится перед проводимым анализом. Но перечисленные факторы являются базой, на которую специалисты опираются всегда. А далее уже по мере потребности добавляют иные параметры.
В умелых руках конъюнктура превращается в эффективный инструмент, способный дать точный ответ на вопрос «Как поведет себя рынок и что делать в этих обстоятельствах?». Также она помогает делать:
- комплексную оценку рынка в целом;
- прогнозы разного характера;
- анализ цикличности;
- наблюдения за рынком (например, за монополизацией).
В 90% случаев перечисленные оценки и анализы отражаются в графиках и служат для формирования стратегии развития компании или целой страны.
Резюмируя сказанное выше, стоит отметить, что конъюнктура – это то, что существует сейчас. Все результаты ее исследований актуальны именно в данный момент времени. И если определялись не на перспективу, то быстро теряют свою значимость. И даже долгосрочная конъюнктура требует постоянной коррекции в зависимости от того, насколько меняются формирующие ее факторы.