Конъюнктура — это простыми словами

Время чтения: 3 мин.


Термин «конъюнктура» один из самых распространенных в 21 веке. Он широко применяется практически во всех сферах деятельности и сегментах социальной жизни. Но что это значит, понимает далеко не каждый. Хотя на самом деле все просто.

Из истории вопроса

Русский язык изобилует заимствованными словами, и конъюнктура входит в это число. Само понятие впервые появилось у древних римлян и произошло от двух латинских слов. В точном переводе оно означает «описание ситуации, сочетание разных вещей».

В современном прочтении определение звучит немного иначе – совокупность факторов, определяющих ту или иную ситуацию в конкретном сегменте. Если говорить простыми словами, то конъюнктурой можно назвать комплекс сиюминутных условий, которые формируют положение дел в определенной области и в текущий момент деятельности.

Интересно, что термин внесен во многие словари. Но каждый раз он трактуется по-своему. Поэтому единственно правильной расшифровки слово «конъюнктура» не имеет. Самое главное, что нужно запомнить, — любые определяющие ситуацию характеристики могут называться конъюнктурой.

Отличительные черты

Так как конъюнктура связана с разными направлениями и сферами деятельности, то выделить ее характерные признаки довольно сложно. Но все же определенные черты специалисты называют:

  1. непостоянство – конъюнктура изменчива и находится в непрерывном движении, причем колебания могут быть как кратковременными, так и продолжительными;
  2. противоречивость – показатели могут иметь абсолютно противоречивый характер и присутствовать одновременно в одном промежутке времени;
  3. неравномерность – факторы проявляют себя по-разному и влияют на ситуацию не в равной степени.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что конъюнктура – это простыми словами обстановка, сложившаяся в той или иной области в конкретный промежуток времени и стремящаяся к движению.

Классификация

Если рассматривать этот вопрос максимально кратко, то стоит выделить три основных вида конъюнктуры:

  • экономическая (макроэкономическая);
  • политическая;
  • международная.

Экономическую категорию часто называют рыночной, так как она дает точный и ясный срез положения дел на рынке. Например, падение цен на нефть одновременно с уменьшением спроса на авиаперелеты создает такую ситуацию на рынке, которая заставляет инвесторов выводить вложенные средства из данного сегмента. Можно сказать, что конъюнктура позволяет сделать краткосрочный прогноз действий и принять решение здесь и сейчас.

Политическая конъюнктура – это фактически приспособление действующих партий и отдельных общественных деятелей к существующему режиму. Под этой призмой часто возникает желание переписывать историю и искажать реальные события.

Ярким примером политической конъюнктуры может служить желание властей Варшавы в 80-летнюю годовщину начала Второй мировой войны выставить Россию (как преемницу СССР) виновницей наступления фашистских войск на Польшу. Причем эту тенденцию, приспосабливаясь к существующему положению вещей, поддерживают польские СМИ, политики, общественные деятели и организации.

Под международной конъюнктурой понимают сложившиеся политические и экономические силы в текущий момент времени.

Также существует и классификация с точки зрения временных промежутков. Согласно ей, конъюнктура делится на:

  • текущую;
  • краткосрочную (сюда часто включают и среднесрочную);
  • долгосрочную.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка: о чем нужно знать

Чаще всего слово «конъюнктура» употребляется в контексте рынка. Поэтому данный вопрос стоит рассмотреть немного подробнее.

Впервые о конъюнктуре в экономике заговорили в 17 веке. Термин ввел в обиход немецкий экономист Вагнер. Профессор наук параллельно активно изучал политику и являлся известным общественным деятелем.

Рыночную конъюнктуру формирует длинный перечень факторов. Поэтому для получения точной информации требуется сделать анализ каждого из них:

  • спрос и предложение на товарные позиции;
  • уровень развития общества;
  • научно-технический прогресс;
  • обеспечение населения благами;
  • активность на рынке;
  • изменение курсов валют и не только.

Количество измеряемых параметров может быть любым. Они подбираются в зависимости от того, какая конечная цель ставится перед проводимым анализом. Но перечисленные факторы являются базой, на которую специалисты опираются всегда. А далее уже по мере потребности добавляют иные параметры.

В умелых руках конъюнктура превращается в эффективный инструмент, способный дать точный ответ на вопрос «Как поведет себя рынок и что делать в этих обстоятельствах?». Также она помогает делать:

  • комплексную оценку рынка в целом;
  • прогнозы разного характера;
  • анализ цикличности;
  • наблюдения за рынком (например, за монополизацией).

В 90% случаев перечисленные оценки и анализы отражаются в графиках и служат для формирования стратегии развития компании или целой страны.

Резюмируя сказанное выше, стоит отметить, что конъюнктура – это то, что существует сейчас. Все результаты ее исследований актуальны именно в данный момент времени. И если определялись не на перспективу, то быстро теряют свою значимость. И даже долгосрочная конъюнктура требует постоянной коррекции в зависимости от того, насколько меняются формирующие ее факторы.