Кто такое референт, чем занимается?
Референт – относительно недавняя профессия. В советский и постсоветский период обязанности референта выполнял секретарь.
Со временем в развитых компаниях с обильной загруженностью начала формироваться новая специальность, которая заключается в консультировании клиентов и ознакомлении с общей информацией управляющего.
«Референт» на латыни звучит как «referents», что означает «ведающий», «сообщающий». Со временем специалист стал одним из первых помощников начальника, поэтому его должностные обязательства стали весьма-таки обширны. Рассмотрим основные:
- сбор и предоставление необходимой документации;
- организация, либо помощь в организации проведения собраний и презентаций;
- выполнение частных поручений начальства;
- работа на ресепшене (ответы на телефонные звонки и электронную почту, прием и консультирование посетителей);
- командировочные поездки;
- заказ билетов для поездок руководителя.
Это далеко не весь список. Может быть включена работа с почтой, закупка канцелярии в офис, организация корпоративных вечеров и экскурсий. Должностные обязанности референта зависят от деятельности самого руководителя.
Основные требования к должности
Почти во всех вакансиях говорится про наличие высшего образования и владение общением делового характера. Чтобы развивать себя в профессии референта можно освоить такие направления подготовки:
- лингвистика;
- государственное и муниципальное управление;
- зарубежное регионоведение;
- педагогическое образование по профилю английского, немецкого или французского языка;
- фундаментальная и прикладная лингвистика;
- педагогическое образование по профилю информатика и английский язык.
Также потребуются навыки работы с компьютером минимум на начальном уровне (работать с Word, Excel, осуществлять переписки в социальных сетях, уметь оперативно находить в интернете требуемую информацию).
В большинстве случаев предпочтение отдается сотрудникам с имеющимся опытом работы. Желательно от двух лет.
Запросы к личности сотрудника
Профессия имеет прежде всего социальную направленность поэтому кроме грамотного владения русским языком, референту стоит владеть коммуникабельностью и живой экспрессией в речи. Если компания имеет высокий статус, важную роль сыграет приятная внешность референта.
Часто данный сотрудник является промежуточным лицом между начальством и коллективом, поэтому специалисту необходимо обладать личностной уравновешенностью и умением сглаживать конфликты.
Учитывая, что референт – помощник начальника, немаловажную роль сыграют такие черты, как ответственность, пунктуальность, исполнительность.
Нередко приходится работать с большими объемами документации, частыми звонками. Это может привести к эмоциональному выгоранию и нервному срыву сотрудника. Чтобы работать в таком режиме нужна хорошая психологическая закалка.
Не лишним остается творческая инициатива и находчивость. Она сыграет ведущую роль в организации корпоративных вечеров и бизнес-идей.
Четко определить высоко оцениваемые личностные качества референта достаточно сложно. Все зависит от самой компании и специализации управляющего. Допустим, если компания ориентирована на туристическую деятельность, для референта будет не лишним знание хотя бы одного иностранного языка.
Кому подойдет профессия? Какие перспективы карьерного роста?
Главным образом специальность подойдет тем людям, которые собираются продолжать работать в офисной среде. Это отличная начальная площадка, чтобы практически закрепить коммуникативные, компьютерные навыки.
В зависимости от специализации компании можно закрепить знания иностранных языков. Множество успешных менеджеров начинали именно с этой специализации.
Достоинства и недостатки специальности
Среди главных плюсов – возможность завести новые связи и за время работы понять, кому можно доверять. Это может быть хорошим толчком для карьерного роста. Другая перспектива заключается в шансе обрести практические навыки ведения бизнеса за время работы с руководителем. Нередки случаи, когда после ухода с должности управляющий ставит на свое место референта.
Дополнительные плюс – достаточно высокий оклад. В Москве и Санкт-Петербурге он колеблется в пределах 30 — 60 тысяч рублей. В других областях минимальная заработная плата составляет 25 000 руб.
Среди минусов – высокий риск перезагруженности. Работа эта зачастую ненормированная: приходится оставаться допоздна и выходить в выходной день. Кроме того, неожиданно могут назначить командировку. Такой режим вряд ли подойдет для человека с семьей. Потребуется значительная психологическая выдержка и высокой степени самообладание.