Четверг, 21 ноября, 2024

Пленэр — это в живописи

Репосты

Что такое пленэр

Плэнер в живописиэто традиция, при которой художники создают свои работы на открытом воздухе, непосредственно наблюдая объекты или сцены, которые они изображают. Это практика имеет длительную историю и является важной частью многих художественных движений.

Само слово «плэнер» происходит от французского «en plein air», что означает «на открытом воздухе». Сама идея создания работ на открытом воздухе связана с желанием более точно передавать свет, цвет и атмосферу определенной сцены или объекта, что часто сложно достичь в студийной обстановке.

Такая практика получила особую популярность в XIX веке с появлением движения импрессионистов. Импрессионисты, такие как Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар, часто работали на открытом воздухе, стремясь зафиксировать свои впечатления от изменяющегося света и цвета.

В современном мире плэнер остается популярной практикой среди художников разных стилей. Это не только способ создания новых работ, но и возможность по-новому взглянуть на изображаемые объекты, обратив внимание на детали и аспекты, которые могут остаться незамеченными при работе в студии.
Исаак Левитан с пленэром

Особенности техники

Пленэр как техника живописи представляет собой особый подход к созданию художественных произведений. Основной целью пленэра является передача изменчивости естественного света, цвета и атмосферы окружающей среды. В связи с этим, художники, работающие в этой технике, обычно следуют некоторым принципам.

Во-первых, работа ведется на открытом воздухе непосредственно на месте, которое художник хочет изобразить. Это позволяет художнику лучше ощутить атмосферу места, наблюдать за изменениями в освещении в течение дня и отразить эти нюансы в своей работе.

Во-вторых, важным элементом техники пленэра является быстрота работы. Так как свет и погода быстро меняются, художник должен быть готов работать быстро, чтобы успеть зафиксировать момент.

В-третьих, художники, работающие в этой технике, обычно используют натуральные, яркие цвета, чтобы передать впечатления от света и окружающей среды. Они также стремятся передать ощущение движения и динамики, которые они наблюдают в природе.

Наконец, пленэр часто предполагает использование таких материалов, как масло или акварель, которые позволяют быстро работать и передавать динамичность и изменчивость натурального света.

Исключением может быть цифровой пленэр, где художники используют планшеты и специализированное программное обеспечение, чтобы создавать свои работы на открытом воздухе. Однако даже при использовании цифровых инструментов основные принципы пленэра — наблюдение и быстрая реакция на изменения в окружающей среде — остаются неизменными.

Как подготовится к рисованию

Подготовка к рисованию на пленэре включает в себя планирование, упаковку материалов и психологическую настройку.

  1. Планирование: Определите место и время. Подумайте о погоде и освещении. Учтите, что свет и тени меняются в течение дня, поэтому возможно, придется вернуться в это же время следующего дня, чтобы закончить работу.
  2. Материалы: Подберите подходящие для работы материалы. Это могут быть масляные краски, акварель, пастель или даже планшет для цифрового рисования. Помимо этого, возьмите с собой бумагу или холст, кисти, палитру, растворитель (если используются масляные краски), сиденье или стул, штатив для холста. Донесите до минимума количество вещей, так как придется все это носить с собой.
  3. Упаковка: Упакуйте ваши материалы так, чтобы их было удобно переносить. Рассмотрите возможность использования специальных рюкзаков или сумок для художников.
  4. Настройка: Настройтесь на то, что работа на пленэре требует быстрого реагирования на изменения света и погоды. Вы должны быть готовы к тому, что работа может быть незавершенной и импрессионистичной по своей природе.
  5. Процесс: Начните с быстрого эскиза, чтобы определить композицию и основные формы. Затем приступите к добавлению цвета, при этом сначала закладывая основные тона, а затем детализируя работу.
  6. Окружающая среда: Помните о безопасности и уважении к окружающей среде. Если вы работаете в частной собственности, убедитесь, что у вас есть разрешение. Убирайте за собой мусор и старайтесь не нарушать природную среду.

Итак, подготовка к рисованию на пленэре включает в себя несколько этапов, каждый из которых важен для успешной и продуктивной работы. Удачного вам рисования!

Работа с естественным светом

Естественный свет играет критически важную роль при работе на пленэре. Он непрерывно меняется, внося уникальные оттенки и тени, которые сложно воспроизвести в студии.

  1. Наблюдение: Работа с естественным светом начинается с наблюдения. Художнику необходимо наблюдать за тем, как свет меняется в течение дня, как он влияет на цвета и контрасты. Свет может быть ярким и прямым в полдень, мягким и золотистым утром и вечером, и совершенно иным в пасмурный день.
  2. Время: Выбор времени для рисования также важен. В разное время дня свет ведет себя по-разному, создавая уникальные эффекты и настроения. Многие художники предпочитают работать в «золотые часы» — ранним утром или поздним вечером, когда свет более мягкий и теплый.
  3. Цвет: При работе с естественным светом важно понимать, как свет влияет на цвета. Например, прямой солнечный свет делает цвета ярче и насыщеннее, тогда как в пасмурный день цвета могут быть более тусклыми и нейтральными.
  4. Быстрота: Поскольку естественный свет меняется быстро, художник должен быть способен работать достаточно быстро, чтобы зафиксировать конкретный момент.
  5. Эскиз: Помимо быстрого нанесения цвета, художнику может пригодиться быстро скетчировать композицию и основные формы перед тем, как начать полноценную работу над картиной. Это позволит лучше понять, как свет падает на объекты, и позволит зафиксировать основные тени и подсветку.

Таким образом, работа с естественным светом на пленэре представляет собой сложное и динамичное занятие, требующее наблюдательности, быстроты реакции и понимания цветовых отношений.

10 известных художников-пленэристов

  1. Клод Моне: Французский импрессионист, который обожал работать на открытом воздухе. Его серии работ, такие как «Водяные лилии» и «Снопы», демонстрируют его навыки в передаче естественного света и цвета.
  2. Пьер-Огюст Ренуар: Еще один замечательный представитель французского импрессионизма, который часто рисовал на пленэре, передавая динамику и атмосферу сцены.
  3. Винсент ван Гог: Хотя он часто ассоциируется с экспрессионизмом, ван Гог также много работал на открытом воздухе, пытаясь передать свое восприятие света и цвета.
  4. Эдуард Мане: Этот художник также был связан с движением импрессионистов и часто рисовал на пленэре, особенно в начале своей карьеры.
  5. Камиль Писсарро: Писсарро был одним из наиболее влиятельных представителей импрессионизма и регулярно работал на пленэре.
  6. Фредерик Чилда Хассам: Американский импрессионист, который известен своими городскими пейзажами и сценами с сельской местности, выполненными на пленэре.
  7. Джон Сингер Сарджент: Сарджент был американским художником, который часто рисовал на открытом воздухе, особенно при создании своих портретов и пейзажей.
  8. Айвазовский Иван Константинович: Великий русский художник, который хорошо известен своими морскими пейзажами, многие из которых были выполнены на пленэре.
  9. Исаак Левитан: Еще один знаменитый русский художник, который считается одним из величайших мастеров пейзажа. Левитан часто рисовал на пленэре, создавая работа, которые передают настроение и дух русской природы.
  10. Жоаким Соролла: Испанский художник, известный своими крупными полотнами с изображением морских пейзажей и сцен из повседневной жизни на пленэре.

Все эти художники использовали работу на пленэре, чтобы изучить естественное освещение, цвет и атмосферу в своих работах, что сделало их вклад в искусство незабываемым.
Исаак Левитан с пленэром

Самые известные высказывания

Вот некоторые знаменитые рекомендации и цитаты, которые отражают мудрость и опыт известных мастеров и учителей рисования на пленэре:

  1. Клод Моне: «Для меня, пейзаж существует только в видах. И что такое вид? Вид — это момент, его невозможно растянуть во времени.»
  2. Пьер-Огюст Ренуар: «Когда вы выходите на пленэр, вы должны забыть о том, что видите перед собой — дерево, дом, поле или что-то еще. Думайте только: ‘вот некая краска, некий блеск’. Приготовьтесь видеть эту картину как картину, а не как предмет.»
  3. Джон Сингер Сарджент: «У вас есть тысяча фрагментов цвета. Поставьте их на своем месте, и у вас будет впечатление света.»
  4. Роберт Хенри: «Придерживайтесь великой идеи. Выберите линию и следуйте по ней.»
  5. Винсент ван Гог: «Я никогда не устаю рисовать прямо в природе.»
  6. Джоаким Соролла: «Важно всегда рисовать и рисовать все, что вас окружает.»
  7. Камиль Писсарро: «Благодаря рисованию на пленэре мы учимся видеть и понимать то, что мы видим.»
  8. Фредерик Чилда Хассам: «Свет создает впечатление. Всегда сначала делайте скетч, захватывая этот первый свет.»
  9. Исаак Левитан: «Пишите пленэры небольших форматов.» Этот совет от Левитана подчеркивает ценность компактных размеров при работе на пленэре, что помогает быстрее реагировать на изменения в окружающей среде.
  10. Эдгар Дега: «Искусство не то, что вы видите, а то, что вы заставляете других видеть.» Хотя Дега не был пленэристом в строгом смысле, его мудрые слова применимы и к работе на пленэре, подчеркивая важность творческой интерпретации художником его окружения.
  11. Марк Богушевич: «Рисуй то, что чувствуешь, а не то, что видишь.» Этот известный русский художник-пейзажист, также мастер пленэра, придавал особое значение эмоциональному восприятию природы.

Эти цитаты отражают мудрость и подход мастеров к рисованию на пленэре, их стремление уловить впечатления и дух природы в своих работах.

История

Пленэризм — это движение в искусстве, которое началось примерно в середине XIX века, когда художники стали уделять больше внимания наблюдению за природой и рисованию на открытом воздухе.

До этого периода большинство художественных работ создавалось внутри студий. Творцы брали вдохновение из своего воображения или из старых мастеров. Однако с приходом импрессионизма во Франции в середине 1800-х годов, художники стали стремиться к более точной передаче визуального восприятия, что привело их на улицы и поля.

Художники, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Камиль Писсарро, были известны тем, что работали преимущественно на открытом воздухе, пытаясь захватить мимолетность света и цвета. Это подчеркнуло их стремление к натурализму, к передаче восприятия настоящего момента.

С появлением туб и портативных мольбертов возможность рисовать на пленэре стала более доступной. Искусство перестало быть ограниченным пространством студии.

Пленэризм был особенно популярен во Франции и в Соединенных Штатах. В Америке художники, такие как Томас Коул и Фредерик Чурч, использовали этот подход для создания захватывающих пейзажей дикой природы.

С течением времени пленэризм продолжил оказывать влияние на художников. Этот подход к искусству остается актуальным и сегодня, и многие современные художники продолжают работать на открытом воздухе, применяя и развивая техники, заложенные их предшественниками.

Читать далее

Новые публикации

Яндекс.Метрика