Майна и вира — что это

Время чтения: 3 мин.

Итальянские моряки использовали слова «майна» и «вира» для обозначения действий, связанных с управлением кораблем и грузом. «Майна» происходит от итальянского глагола «ammainare», означающего «убирать». В данном контексте это относилось к опусканию парусов, спуску флага и разгрузке корабля. С другой стороны, «вира» связана с итальянским глаголом «virare», что означает «вращать» или «поворачивать». В данной ситуации это указывало на процесс вращения лебёдки при подъеме груза на корабль.

Майна и вира — это традиционные команды, используемые при выполнении такелажных работ на строительных площадках и в мореплавании. Они используются для общения между рабочими, такими как стропальщики и крановщики, чтобы координировать операции по подъему и опусканию грузов.

  • Майна (от голландского «mijnen» или немецкого «meinen») — это команда, означающая «подтягивать«, «поднимать» или «затягивать«. В контексте такелажных работ, майна используется для командования начать подъем груза, конструкции или оборудования.
  • Вира (от голландского «vieren» или немецкого «fahren») — это команда, означающая «отпускать«, «опускать» или «раздавать«. В рамках такелажных работ эта команда означает остановку подъема груза или его опускание на землю.

Происхождение терминов майна и вира связано с морскими традициями и корабельным делом. Они возникли из голландского и немецкого языков, где использовались для обозначения действий с канатами, тросами и парусами на кораблях. С течением времени эти команды стали использоваться в такелажных работах на суше, включая строительство.

Замены командам Майна и Вира

Если крановщик не слышит команд на строительной площадке из-за шума, расстояния или других причин, рабочие используют различные методы общения для передачи команд и информации. Вот несколько примеров:

  1. Радиосвязь: В некоторых случаях, когда крановщик не может слышать команды, рабочие могут использовать рации или радиосвязь для общения с крановщиком. Рации позволяют передавать голосовые команды на большое расстояние и через шум.
  2. Сигналы руками: На строительных площадках часто используются стандартные сигналы руками для общения между стропальщиками и крановщиками. Эти сигналы представляют собой определенные движения рук и пальцев, которые олицетворяют команды, такие как поднятие, опускание, перемещение влево или вправо и т. д.
  3. Флажки или световые сигналы: В некоторых условиях, особенно при плохой видимости или ночью, строительные рабочие могут использовать флажки или световые сигналы, такие как фонари, для передачи команд крановщику.
  4. Взаимодействие с посредником: Если прямое общение с крановщиком невозможно, стропальщик может дать команды другому рабочему, который находится ближе к крановщику или имеет лучшую видимость. Этот рабочий, в свою очередь, передает команды крановщику с помощью сигналов руками или радиосвязи.
  5. Дополнительное оборудование: На некоторых строительных площадках могут быть установлены камеры, микрофоны и громкоговорители, которые позволяют крановщику видеть и слышать команды в режиме реального времени.

В любом случае, безопасность является приоритетом на строительных площадках, поэтому важно использовать четкие и понятные методы общения, чтобы обеспечить надлежащую координацию между всеми участниками процесса.

Кто раздаёт команды

Во время выполнения такелажных работ, основной ответственностью за командование процессом обычно обладает стропальщик (такелажник). Стропальщик — это специалист, обученный и квалифицированный для проведения такелажных работ, включая планирование, организацию и координацию поднятия, перемещения и опускания грузов с использованием кранов, лебедок и другого подъемного оборудования.

Стропальщик обычно выполняет следующие задачи:

  1. Оценка груза: Определение веса, габаритов и точек опоры груза, а также выбор подходящего оборудования и приспособлений для его перемещения.
  2. Планирование подъема: Разработка подробного плана подъема, учитывающего место, время, условия, требования безопасности и другие факторы.
  3. Работа с оборудованием: Осуществление надлежащей установки и проверки кранов, лебедок, стропов, крюков и других приспособлений, используемых для поднятия груза.
  4. Командование процессом: Обеспечение плавного и безопасного перемещения груза, командуя крановщику и другим рабочим на площадке с помощью голосовых команд, сигналов руками или радиосвязи.

Стропальщик играет ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности такелажных работ, контролируя процесс с начала до конца и координируя действия всех участников.

Полундра

История слова «полундра» может быть несколько иначе, связана с флотом и имеет отношение к английскому выражению «fall under» (упасть под что-то) или голландскому «van onderen» (снизу). Большинство лингвистов предпочитают нидерландский вариант происхождения.

Первоначально этот крик использовался матросами, когда они работали на большой высоте на корабельных мачтах и возникала угроза уронить предметы инвентаря на палубу. В таких случаях матросы предупреждали своих коллег о возможной опасности, крича: «Эй, там, снизу! Осторожно!» Впоследствии «полундра» приобрела более общий смысл, означая «Внимание! Остерегайтесь!»

Слово «полундра» стало своеобразным сигналом тревоги при падении предметов сверху или предупреждением для своей команды в различных аварийных ситуациях, требующих осторожности и бдительности.