Корсары, каперы, флибустьеры… История знала немало слов, которыми называли морских разбойников. Достаточно было иметь судно и совершить пару нападений, чтобы прослыть пиратом. Но корсары всегда были на особом счету и пользовались покровительством монарших особ, коим приносили существенную прибыль.
Для пиратства как явления характерно принятие разных форм. Оно гибко подстраивается под территориальные границы, потребности государства и правовые рамки. Подчас морской разбой был настолько тесно связан с финансовыми и политическими интересами, что пираты получали в награду за свою «работу» титулы и имения.
Происхождение термина
Слово «корсар» пришло во Францию из Италии. Там было похожее по звучанию определение морских разбойников. Но именно французы в 14 веке стали активно использовать этот термин.
По своей сути корсары – это маргиналы, занимающиеся узаконенным разбоем на море. Французский король умело манипулировал пиратами, вытесняя таким образом конкурентов и обогащаясь за счет захваченных в бою судов и товаров.
Все о корсарах
Официально французские власти не признавали факт покровительства пиратам. Для тех, кто был пойман за разбой на море, существовало одно наказание – смертная казнь. Но пираты, имеющие на руках специальное свидетельство, могли разбойничать практически без ограничений. Истории известно 2 вида разрешений:
- корсарский патент — в военное время он давал полное право нападать на неприятельские суда;
- репрессальная грамота – выдавалась в мирное время.
Последний документ не просто разрешал грабить корабли, принадлежащие определенным державам, но и гарантировал компенсацию нанесенного в бою ущерба.
Особенности пиратского ремесла
Корсары всегда выходили в море на хорошо снаряженном и вооруженном судне. Обязанность снарядить корабль ложилась на плечи частных судовладельцев, которых называли армоторами.
Чаще всего именно они и приобретали у короля разрешение на грабеж. И после набирали команду, к каждому члену которой можно было применить термин «корсар». Но известны и случаи, когда корсарский патент даровался как символ помилования тому или иному пирату. Такие разбойники действовали с личного благословления короля. Зачастую им доверяли довольно щекотливые миссии, на выполнение которых не способна была знать.
Не все вольные пираты были готовы превратиться в корсаров. Этот статус означал, что теперь вся их деятельность будет контролироваться королем. Монарх регламентировал:
- места нападений;
- принадлежность судов;
- процедуру дележа добычи.
В разные времена короли получали от корсаров до ¼ добычи. В 16-17 века сумма, поступающая в казну от морских разбоев, была настолько существенна, что:
- официально отражалась в приходных списках;
- учитывалась при планировании бюджета.
Периодически пираты пытались утаивать часть добычи. Но это жестко пресекалось и в итоге для корсаров был введен запрет на немедленную дележку. Только после возвращения на берег под контролем короля они могли разделить награбленное.
Но при этом все корсары в случае неудачной кампании могли рассчитывать на помощь Франции. Они находились в статусе военнопленных, а потому избегали немедленной казни после поимки. Большей части таких пиратов за выкуп возвращалась свобода.
Религия
Принято считать, что пираты — безбожники. Но на самом деле было сложно найти более верующих людей, чем морские разбойники. После возвращения домой часть от своей доли они обязательно жертвовали в какую-нибудь часовню или монастырь. Многие после дележа добычи отправлялись на службу и за отпущением грехов. И только потом позволяли себе кутить вплоть до следующей кампании.
Кроме того, корсары были очень суеверны. Практически каждое действие во время морского похода выполнялось с учетом традиций и сопровождалось специальными словами. В противном случае удачи можно было не ждать.
Корсары: краткая историческая справка
Впервые о корсарах заговорили в 12 веке. Но наибольшего расцвета их деятельность достигла в 16 веке, когда в водах Средиземного моря развернулась борьба за господство между Османской империей и европейскими государствами. Официально обе стороны действовали с помощью военного флота. Но во многих операциях ведущая роль отводилась корсарам.
Они были настолько эффективны, что в первой четверти 16 века французский король послал их в Америку наперерез идущим в Старый Свет испанским кораблям. До этого времени ни один из монархов не решался на подобную авантюру. Она принесла Франции баснословные деньги, регулярно ослабляя противников.
Больше всего от корсаров в Средиземном море страдали испанцы и англичане. Они регулярно жаловались на то, что пираты захватывают 3, а то и 4 корабля из 5. Это вынуждало снаряжать в торговые экспедиции вооруженные суда, которым ставилась задача охраны до верха нагруженных купеческих кораблей. Но даже такое сопровождение не гарантировало, что груз будет доставлен в порт в целости и сохранности.
К концу 18 века Франция стала гораздо меньше нуждаться в корсарах. Внутренняя политика государства претерпевала большие изменения и о пиратах на время забыли. Было приказано приостановить выдачу разрешающих свидетельств. Первоначально эта мера носила временный характер, но уже в первой четверти 19 века стало понятно, что морские разбойники стране больше не нужны.
Оставшиеся в живых корсары примкнули к группам вольных пиратов. Некоторое время им удавалось вести привычный образ жизни, но вскоре совместные усилия европейских государств, направленные на искоренение пиратства, дали свои плоды – воды Средиземного моря были практически очищены от разбойников.