Филателист кто это

Кто такой филателист Время чтения: 4 мин.


Страсть к коллекционированию свойственна людям с определенными психологическими чертами. Но до сих пор специалисты не знают, чем обусловлен выбор объекта для собирательства. Ведь марки, например, интересуют более 10 000 000 человек по всему миру! И это только коллекционеры, зарегистрированные в разных сообществах. Так кто же такие филателисты? И чем же их так манят маленькие цветные картинки, предназначенные для почтовых конвертов?

Небольшой экскурс в историю…

О филателистах заговорили приблизительно в середине 19 века. Термин «филателия» впервые предложили французы и он показался им достаточно благозвучным. А главное – точно отражающим суть этого направления. Ведь в переводе с греческого слово означает «любящий знаки почтовой оплаты».

Ранее коллекционирование марок называли по-разному. Наиболее распространенными были такие термины как «маркомания», «темброфилия» или «тембрология». Но все же именно «филателия» закрепилась за собирательством марок.

особенности рамочного договора

Интересно, но до сих пор неизвестна дата выпуска первого знака почтовой оплаты. Одни историки называют 28 год 19 столетия. Другие уверяют, что это произошло двумя годами позже. Но ни один из ученых так и не предоставил весомых доказательств своей теории. Единственное, что не вызывает сомнений – страна выпуска первой марки. Все историки единогласно называют Грецию.

Интерес к маркам возник одновременно с их появлением. Особенный всплеск коллекционирования был зафиксирован во Франции и Великобритании. Именно эти страны спорят между собой за звание родины первого в мире филателиста. Но здесь мнения историков опять расходятся. Многие называют имя парижанина Мансена. Он собирал марки около 15 лет и после формирования внушительной коллекции продал ее одному из торговцев, сделав на этом хорошее состояние. По другой версии первенство в сборе марок принадлежит Джону Грею. Британец занимался зоологией и серьезно интересовался знаками почтовой оплаты.

Коллекционеры того времени не имели возможности покупать марки. Каждый экземпляр доставался им путем кропотливого и аккуратного снятия с конверта. И это объясняет невероятный интерес к маркам – они были настоящей редкостью и ценились вне зависимости от страны происхождения.

О ценности этих почтовых знаков свидетельствует тот факт, что с 40-х по 50-е годы 19 столетия во всем мире было выпущено только 44 экземпляра! Причем на тот момент печатью марок занималось около 11 государств.

Российская Империя впервые выпустила свой экземпляр в 58 году позапрошлого столетия. Он стоил 10 копеек и изображал государственный герб.

Приблизительно в 1840 году увлечение марками стало модным направлением среди французской и британской знати. Толчком к этому послужил почтовый знак с изображением королевы Виктории. В историю он вошел под названием «Черный пенни».

В середине 19 века в Великобритании появился первый торговец марками. Некий Смит вел активную торговлю и мену путем размещения объявлений в газете. Многие историки считают, что его можно считать родоначальником объединений филателистов.

К 20 веку уже более 300 государств выпускали марки, а количество их собирателей перешагнуло за миллион.

особенности рамочного договора

Что собирать: какие марки имеют высокую стоимость

Молодежь редко интересуется почтовыми знаками. Сборный портрет филателиста выглядит примерно так:

  • возраст от 40 лет;
  • мужчина;
  • доход выше среднего.

Начинают коллекционеры обычно с недорогих экземпляров, постепенно интересуясь все более ценными марками:

  • относящимися к истории любой из империй;
  • английскими;
  • выпущенными ограниченными тиражами.

Из последней группы наиболее интересны почтовые знаки с ошибками. Например, в 70-х годах 20 века в СССР вышла обычная марка с изображением Леонида Собинова. Оперный певец имел звание народного артиста республики. Но в типографии была допущена ошибка и вместо слова «республика» на портрете напечатали «СССР». Неточность разглядели довольно быстро и марку сняли с производства. Теперь такой экземпляр может быть продан за сумму от 1000 евро.

Не менее интересна история «Лимонки». Марка появилась в 20-х годах прошлого века и являлась абсолютно неприметной. Причем на бумаге в типографии существенно сэкономили и она имела ярко выраженный желтоватый оттенок, за счет чего в народе и получила свое название. Тираж был огромным, но в те тревожные годы интерес к маркам постепенно угасал. Заново в печать «Лимонку» не запустили и спустя годы оказалось, что ее негашеных экземпляров единицы. Их стоимость достигла уже 20 000 долларов.

Неизвестное интересное

В разные годы коллекционерами марок были короли, императоры, ученые и изобретатели. Причем у многих из них с почтовыми знаками связаны значимые события.

Например, испанский король Альфонсо 13 не жалел средств на собирательство. Он создал уникальную коллекцию, равной которой практически не было в мире. В годы революции ему пришлось спешно бежать из страны и единственно, что монаршая особа взяла с собой – это спешно упакованная в чемоданы коллекция. В дальнейшем прозорливость короля не единожды спасала его от нищенского существования. Благодаря продаже некоторых экземпляров, ему удалось относительно безбедно жить в Италии.

Не чурались филателии и представители династии Ротшильдов. Но известные на весь мир богачи и здесь смогли увидеть инструмент для увеличения своего благосостояния. Один из представителей семьи выкупил первый выпуск афганских почтовых знаков. Затем он собрал на конференцию агентов марочных фирм и демонстративно сжег практически всю коллекцию за исключением нескольких экземпляров. Тут же их ценность взлетела в сотни раз и продажа марок принесла владельцу баснословную прибыль.

Гашение марок – это привычная практика. Но только американцы в первой четверти 20 века додумались превратить штамп в средство передачи информации. На нем размещался текущий прогноз погоды. Почтовики всегда обладали актуальными данными, так как метеорологические службы ежедневно отправляли сделанный прогноз во все конторы.

Филателия – это не только сбор марок, но и изучение их истории. Поэтому филателисты на редкость разносторонние люди, готовые часами рассказывать о своей коллекции, которая, возможно, спустя десятилетия принесет состояние их детям и внукам.