Эффективное взаимодействие в группе – это большая проблема, с которой сталкивается каждый управленец. Добиться от коллектива максимальной результативности удаётся только тем руководителям, которые используют в работе комплексный подход, обязательно применяя такой инструмент как фасилитация. Мы расскажем сегодня, что это значит и в каких областях чаще всего звучит данный термин.
Интересно! Понятие возникло от английского слова facilitate. В точном переводе оно означает «направлять», «помогать», «облегчать».
Краткое описание термина
Если говорить простыми словами, то под фасилитацией нужно понимать определённый набор инструментов и методов, которые помогают наилучшим образом организовать работу внутри любой группы.
Каждый управленец знает, что наибольшей эффективности можно добиться только при коллективной работе. Но, к сожалению, система управления выстраивается в 90% случаев таким образом:
- руководитель продумывает стратегию и озвучивает её коллективу;
- в лучшем случае получает 1-2 комментария по данному вопросу;
- коллектив принимает новые вводные и расходится по местам.
При этом, как доказано специалистами, в процессе дискуссии всегда можно улучшить стратегию как минимум на 50%. То есть если каждый участник группы высказал бы своё мнение и возникшие идеи, то через обсуждение можно было бы прийти к самой результативной концепции.
Фасилитация – это, простыми словами, методика управления беседой в группе для получения наилучшего результата через обсуждение и учёт всех мнений.
Профессиональный фасилитатор выполняет роль направляющего, который стоит над дискуссией и одновременно встроен внутрь её. Он чётко помнит о поставленной цели и не позволяет от неё отклоняться. При этом учитывает каждую идею, мнение и высказывание. Главный принцип методики сводится к тому, чтобы любая мысль получила возможность выхода на всеобщее обсуждение. Это позволит не только найти лучший способ достичь поставленной цели, но и оставит ощущение удовлетворённости у каждого участника группы.
По сути, фасилитация направлена на групповую динамику. Решающее слово остаётся не за конкретным человеком, а за всеми участниками. Именно они в процессе споров и обсуждений приходят к единственно правильному выбору. Сам руководитель, если он не является фасилитатором, также принимает участие в диспуте на общих основаниях.
История возникновения
Впервые о фасилитации как о явлении заговорили в 60-е годы прошлого века. Один из американских психологов проводил опыты над тараканами – они должны были пройти лабиринты разной сложности в одиночку, парами и в других вариациях. Результаты исследований поставили его в тупик – как оказалось, в группе и при наличии наблюдателей насекомые проходят испытание гораздо быстрее. Гораздо позднее специалист выявил тот же результат и у других испытуемых, включая людей.
Идея оказалась очень живучей, но применение ей на практике долгое время не находили. Пока ещё один американский психолог в конце 20 века не попробовал использовать фасилитацию в педагогической деятельности. Согласно его теории, учитель может выстраивать личностные отношения с учениками, тем самым получая наилучший результат из спектра возможных. Он рекомендовал не ставить педагога на недостижимый пьедестал, а вводить его в группу как друга. В итоге через доверие, эмпатию и заинтересованность в учениках повышался и уровень знаний. Методика показала себя очень хорошо и постепенно стала распространяться на другие области.
Где используется: основные направления
В последние годы данная техника стала очень востребованной. Она применяется:
- на тренингах;
- на рабочих совещаниях;
- в процессе мозгового штурма;
- на семинарах и не только.
Практически везде, где требуется групповая работа, можно использовать методику.
Если рассматривать термин в концепции направлений использования, то чаще всего он встречается в психологии. Здесь он подразумевает собой особую теорию личностного проявления в зависимости от уровня коллективного интеллекта. То есть, чем более сформирована и развита группа, тем выше вероятность того, что она пойдёт креативным путём до поставленной цели.
В педагогике фасилитация тоже актуальна. Её определение и понимание не расходятся с общепринятыми – для достижения максимальной эффективности учебного процесса педагог должен использовать все методы взаимодействия с коллективом, включая рефлексию.
В физиологии для фасилитации существует своё определение. Под ней понимают усиление деятельностной активности и доминантных реакций в присутствии других индивидов.
Техники фасилитации
Их в наборе опытного фасилитатора очень много, поэтому при выборе определённой он опирается на цель общения в группе. К примеру, если нужно в самые кратчайшие сроки решить проблему, то используется мозговой штурм – вся команда накидывает идеи, какими бы нелепыми они ни показались на первый взгляд. Все они фиксируются, но не обсуждаются. Это будет делаться уже по другой методике.
Или такая цель — выяснить позицию каждого участника группы. В этом случае применяется мета-планирование. Каждый пишет на стикере своё мнение и помещает на общую доску. После начинаются коллективные обсуждения по написанному.
Также к техникам относят:
- групповой обзор – применяется при необходимости повысить производительность;
- во все тяжкие – поиск новых творческих решений;
- мини-команды – актуальна, когда в сжатые сроки нужно привлечь всех участников к работе;
- множественное голосование – используется при выборе одного решения.
Всё происходящее чутко и деликатно контролирует фасилитатор. Он же устанавливает правила поведения в группе, ставит временные рамки обсуждений, выносит на повестку дня цели и ведёт обсуждение. При необходимости он нейтрализует начинающиеся конфликты и поддерживает психологически безопасную среду.
Фасилитация – это многофункциональный и уникальный инструмент, который можно использовать в разных ситуациях. Он помогает сформировать коммуникативную культуру и принимать взвешенные решению с высоким коэффициентом эффективности.