Рыночные законы существует для того, чтобы поддерживать равновесие между всеми участниками экономической деятельности. Демпинг нарушает его и выбрасывает с рынка определенных субъектов. Мы расскажем, что это такое и как влияет на мировую экономику.
Законодательство многих стран относит демпинг к незаконным инструментам. Но все же применяют его как государства, так и отдельные компании.
Определение и краткая характеристика
В экономике термин «демпинг» используется достаточно давно. Он произошел от английского слова dumping, обозначающего «сброс». Изначально его использовали, чтобы охарактеризовать торговлю, которая идет в убыток. Но с течением времени он приобрел иное толкование.
На сегодняшний день демпинг – это, в экономике, намеренная торговля товарами по цене ниже среднерыночной или даже себестоимости. Говоря простыми словами, этот инструмент можно рассматривать как борьбу с конкурентами. А именно:
- массовый сбыт товаров;
- вытеснение конкурентов с рынка;
- переманивание клиентов – настоящих и потенциальных.
Не стоит путать демпинг и снижение цен. В последнем случае проводятся акции или устраиваются скидки, целью которых является привлечение внимания к бренду или определенным товарным позициям.
Отдельно рассматривают демпинг в международном сегменте. Под ним понимают экспорт товаров по стоимости ниже, чем установленная на них цена на производстве страны импорта.
В качестве примера приведем гипотетическую ситуацию. В странах Н. и С. налажено производство батареек. В Н. сумели договориться об экспорте в С. и установили стоимость в 1 рубль. Тогда как батарейки собственного производства С. стоят 2 рубля. В итоге отечественный товар становится неконкурентоспособным и продажи падают.
Целевое предназначение
Если говорить коротко, то демпинг часто выступает в качестве единственного выхода из сложной ситуации в бизнесе. Он позволяет быстро захватить рынок, преодолеть кризис и получить необходимую прибыль.
В целом выделяют пять целей демпинга:
- Охват новых рынков сбыта. В 75% случаев эту цель преследуют государства, преимущественно занимающиеся экспортом товаров. Благодаря подобной тактике, поддерживается внутренний производитель.
- Вытеснение из ниши конкурентов. Подобную задачи ставят перед собой розничные сети. Они готовы терпеть некоторые убытки, устанавливая цены ниже себестоимости, но тем самым разоряют конкурентов и получают их часть рынка.
- Реализация государственной политики. Чаще всего это наблюдается в банковской сфере – государство создает собственные кредитные учреждения со ставками ниже принятых в сегменте. В итоге другие финансовые субъекты вынуждены тоже снижать ставки.
- Переход на более рейтинговые позиции. Это свойственно структурам с государственным участием. Получая регулярное финансирование, они могут устанавливать более низкие тарифы и перетягивать клиентов от других учреждений.
- Получение крупных контрактов. Подобное актуально для компаний и структур, которые ведут торговлю одними и теми же товарами на внешнем и внутренних рынках.
В ряде случаев демпинг применяется для того, чтобы разгрузить склады. На рынке существует тенденция к завышению цен на определенные позиции. В результате спрос на них падает, и бизнесмены перестают получать прибыль. Искусственный сброс цен позволяет в кратчайшие сроки распродать весь товар.
Классификация
По видам разделяю демпинг:
- ценовой;
- стоимостный.
Первый вариант используется преимущественно на внешнем рынке. Он реализуется через поставку товаров по ценам ниже, чем в стране получения.
Второй вариант применяется на внутренних рынках. Он требует серьезных и тщательных расчетов, так как предусматривает длительную продажу конкретной компанией товаров по ценам ниже себестоимости для нейтрализации конкурентов.
По формам разделяют:
- постоянный – продажи товара ведутся по сниженной цене в течение всего срока и используются как привлечение внимания к другим позициям;
- взаимный – происходит по договоренности между двумя юрисдикциями или компаниями;
- обратный – призван поддержать собственную экономику через торговлю во внутреннем сегменте дешевле, чем во внешнем;
- целенаправленный – часть плана по захвату ниши конкурентов;
- спорадический – подразумевает действие в короткий период.
Последствия
Демпинг опасен для экономики в целом, так как способен расшатать целые отрасли. Как инструмент конкурентной борьбы он может дать временные преимущества:
- привлечение клиентов;
- быстрая прибыль при минимальных финансовых затратах;
- формирование интереса к новым позициям.
Но негативных последствий искусственного обвала цен гораздо больше:
- снижение прибыли;
- потеря клиентов, которые настороженно относятся к низким ценам (а их традиционно около 67% от общего числа);
- государственный контроль;
- банкротство бизнеса.
Борьба с демпингом ведется на государственном уровне. Но не всегда власти реагируют быстро. Поэтому ЮЛ, столкнувшимся с подобным явлением, приходится действовать самостоятельно. Они могут:
- составить жалобу в ФАС;
- уйти с рынка;
- перейти в другой сегмент цен.
Или дождаться разорения конкурента, что вполне реально при продажах по заниженной стоимости.
Демпинг – не лучший способ закрепиться на рынке. Поэтому не стоит прибегать к нему даже в экстренных случаях.