Демпинг — это, в экономике

Время чтения: 3 мин.


Рыночные законы существует для того, чтобы поддерживать равновесие между всеми участниками экономической деятельности. Демпинг нарушает его и выбрасывает с рынка определенных субъектов. Мы расскажем, что это такое и как влияет на мировую экономику.

 

Законодательство многих стран относит демпинг к незаконным инструментам. Но все же применяют его как государства, так и отдельные компании.

Определение и краткая характеристика

В экономике термин «демпинг» используется достаточно давно. Он произошел от английского слова dumping, обозначающего «сброс». Изначально его использовали, чтобы охарактеризовать торговлю, которая идет в убыток. Но с течением времени он приобрел иное толкование.

На сегодняшний день демпинг – это, в экономике, намеренная торговля товарами по цене ниже среднерыночной или даже себестоимости. Говоря простыми словами, этот инструмент можно рассматривать как борьбу с конкурентами. А именно:

  • массовый сбыт товаров;
  • вытеснение конкурентов с рынка;
  • переманивание клиентов – настоящих и потенциальных.

Не стоит путать демпинг и снижение цен. В последнем случае проводятся акции или устраиваются скидки, целью которых является привлечение внимания к бренду или определенным товарным позициям.

Отдельно рассматривают демпинг в международном сегменте. Под ним понимают экспорт товаров по стоимости ниже, чем установленная на них цена на производстве страны импорта.

В качестве примера приведем гипотетическую ситуацию. В странах Н. и С. налажено производство батареек. В Н. сумели договориться об экспорте в С. и установили стоимость в 1 рубль. Тогда как батарейки собственного производства С. стоят 2 рубля. В итоге отечественный товар становится неконкурентоспособным и продажи падают.

Демпинг - это, в экономике

Целевое предназначение

Если говорить коротко, то демпинг часто выступает в качестве единственного выхода из сложной ситуации в бизнесе. Он позволяет быстро захватить рынок, преодолеть кризис и получить необходимую прибыль.

В целом выделяют пять целей демпинга:

  1. Охват новых рынков сбыта. В 75% случаев эту цель преследуют государства, преимущественно занимающиеся экспортом товаров. Благодаря подобной тактике, поддерживается внутренний производитель.
  2. Вытеснение из ниши конкурентов. Подобную задачи ставят перед собой розничные сети. Они готовы терпеть некоторые убытки, устанавливая цены ниже себестоимости, но тем самым разоряют конкурентов и получают их часть рынка.
  3. Реализация государственной политики. Чаще всего это наблюдается в банковской сфере – государство создает собственные кредитные учреждения со ставками ниже принятых в сегменте. В итоге другие финансовые субъекты вынуждены тоже снижать ставки.
  4. Переход на более рейтинговые позиции. Это свойственно структурам с государственным участием. Получая регулярное финансирование, они могут устанавливать более низкие тарифы и перетягивать клиентов от других учреждений.
  5. Получение крупных контрактов. Подобное актуально для компаний и структур, которые ведут торговлю одними и теми же товарами на внешнем и внутренних рынках.

В ряде случаев демпинг применяется для того, чтобы разгрузить склады. На рынке существует тенденция к завышению цен на определенные позиции. В результате спрос на них падает, и бизнесмены перестают получать прибыль. Искусственный сброс цен позволяет в кратчайшие сроки распродать весь товар.

Классификация

По видам разделяю демпинг:

  • ценовой;
  • стоимостный.

Первый вариант используется преимущественно на внешнем рынке. Он реализуется через поставку товаров по ценам ниже, чем в стране получения.

Второй вариант применяется на внутренних рынках. Он требует серьезных и тщательных расчетов, так как предусматривает длительную продажу конкретной компанией товаров по ценам ниже себестоимости для нейтрализации конкурентов.

По формам разделяют:

  • постоянный – продажи товара ведутся по сниженной цене в течение всего срока и используются как привлечение внимания к другим позициям;
  • взаимный – происходит по договоренности между двумя юрисдикциями или компаниями;
  • обратный – призван поддержать собственную экономику через торговлю во внутреннем сегменте дешевле, чем во внешнем;
  • целенаправленный – часть плана по захвату ниши конкурентов;
  • спорадический – подразумевает действие в короткий период.

Последствия

Демпинг опасен для экономики в целом, так как способен расшатать целые отрасли. Как инструмент конкурентной борьбы он может дать временные преимущества:

  • привлечение клиентов;
  • быстрая прибыль при минимальных финансовых затратах;
  • формирование интереса к новым позициям.

Но негативных последствий искусственного обвала цен гораздо больше:

  • снижение прибыли;
  • потеря клиентов, которые настороженно относятся к низким ценам (а их традиционно около 67% от общего числа);
  • государственный контроль;
  • банкротство бизнеса.

Борьба с демпингом ведется на государственном уровне. Но не всегда власти реагируют быстро. Поэтому ЮЛ, столкнувшимся с подобным явлением, приходится действовать самостоятельно. Они могут:

  • составить жалобу в ФАС;
  • уйти с рынка;
  • перейти в другой сегмент цен.

Или дождаться разорения конкурента, что вполне реально при продажах по заниженной стоимости.

Демпинг – не лучший способ закрепиться на рынке. Поэтому не стоит прибегать к нему даже в экстренных случаях.