Опасно ли попадание молнии в самолет?
В среднем ежегодно в каждый самолет молния ударяет дважды. Как правило, серьезных повреждений она не наносит. Однако известны случаи крушения воздушного судна вследствие попадания молнии.
На каком самолете безопаснее летать
Современные военные и крупные пассажирские авиалайнеры оснащены соответствующей защитой от ударов молнии – это специальное устройство топливных баков, экранирование и разрядники, снимающие статическое электричество (на всех моделях самолетов, выпущенных после 1965 года).
Даже сильные удары молнии таким самолетам не страшны. Летчики обычно описывают удар молнии просто как вспышку, но не более. Молния может ударить как в летящий, так и стоящий на аэродроме летательный аппарат.
Она проходит через специальную сетку или металлический корпус самолета и выходит либо с кончиков крыльев, либо из хвостовой части. На обшивке самолета молния не оставляет следов или след незаметный. Возможен выход из строя электрической системы.
В любом случае, самолет, попавший в грозовые облака и которого ударила молния, проходит проверку на наличие повреждений.
Другое дело небольшие аэробусы и легкомоторные самолеты, которые не имеют такой защиты. Удар молнии может проделать дыру в корпусе летательного средства и привести к разгерметизации салона. Самолет будет буквально разваливаться в воздухе.
Такие случаи в истории авиаполетов известны, причем последний такой случай произошел с воздушным судном, совсем недавно. В 2014 году, когда в самолет ударила молния, проделав дыру в корпусе. Так как удар произошел тогда, когда он уже шел на посадку, то большого числа жертв удалось избежать.
Спасено 64 пассажира и один пассажир погиб.
Чаще всего молния ударяет в самолет во время взлета, посадки или при попадании его в грозовые облака. Размер возможных повреждений зависит от силы удара и их количества. Опаснее всего получить его во время взлета, когда баки заполнены топливом.
Хотя в авиационное топливо и добавляют специальные вещества, которые вытесняют воздух из баков, благодаря чему оно не сможет воспламениться в топливном баке от удара молнии или статического электричества. Однако при падении самолета они могут взорваться.
Какова вероятность авиакатастрофы при ударе молнией
Вероятность автокатастрофы при ударе самолета молнией зависит от наличия у того экранов и громоотвода. На крупные самолеты такие как Boing или Ту, салон которых может вместить от 120 до 300 человек оснащены необходимой защитой.
Более мелкие воздушные суда таких преимуществ не имеют, поэтому риск при полете на них значительно выше. Хотя самолеты считаются наиболее безопасным видом транспорта, средние и малые (особенно малые) не настолько безопасны, как этого бы хотелось. Все в таком случае зависит от уровня подготовки и профессионализма летчиков.
Случаи из истории авиации
По имеющейся статистике, молнии в основном бьют в те суда воздушного транспорта, которые летают на высоте не более 5 километров и на пути которых часто встречаются грозовые облака. Существует мнение, что маленькие самолеты, типа кукурузника, не так часто испытывают на себе удары молнии.
Однако такие удары всегда заканчиваются катастрофой, так как такой аппарат лишен какой-либо защиты и безопасность полета полностью зависит от действий пилота.
- В декабре 1963 года самолет компании Pan American потерпел крушение от удара молнии. Это был первый случай такой аварии. Самолет взорвался в воздухе. В результате американские власти провели экспертизу обломков и выяснили причину взрыва. Самолет был поражен молнией, что привело к возгоранию в топливных отсеках. Число погибших в результате аварии – 8 членов экипажа и 73 пассажира.
- В марте 2016 года Самолет Embraer E170 был вынужден произвести экстренную посадку в Нью-Йорке, потому что в него ударила молния. На борту было 55 пассажиров. По известной информации, никто из пассажиров не пострадал.
- В начале января 2016 года самолет компании «Аврора», попал в зону грозовых облаков и был поражен молнией. В результате у него было повреждено крыло, однако двигатели не вышли из строя и летчики приняли решение продолжить полет до конечного пункта (Хабаровск).
Серьезных происшествий, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации не так уж много. После первых серьезных аварий, авиаконструкторы постарались как можно скорее исправить проблему. Правда, в воздухе до сих пор летают старенькие самолеты, которые не имеют соответствующей защиты.
Последний раз самолет упал и разбился из-за того, что в него ударила молния, было в январе 2014 года. На восточном берегу Индонезии разбился самолет малой авиации компании Intan Angkasa Air. Была гроза, пилот не смог обойти грозовые облака, и машина была поражена электрическим разрядом. Погибли четыре человека.