Бадма-Ханда Аюшеева – биография, муж

Картинка Бадма-Ханда Аюшеева – биография, муж

Бадма-Ханда Аюшеева – исполнительница бурятских народных песен, народная артистка Республики Бурятия.

Родилась певица в 1979г., вдалеке от России, в местности Шэнэхэн во Внутреннемонгольском автономном районе Китая. Шэнэхэн (по-бурятски – «Новое место») с начала ХХ века превратился в прибежище для бурятских семей, спасающихся от братоубийственной гражданской войны и последовавшей за тем коллективизации.

Шэнэхэн, став таким образом местом компактного расселения бурят, постепенно превратился в своеобразный культурный оазис, позволивший сохранить древни народные традиции и культуру в виде, нетронутом западной цивилизацией.

Детство певицы

Семью будущей певицы перевёз в Китай её прадед, зажиточный бурятский скотовод, спасавшийся от коллективизации и неизбежного ареста. В родной Агинской степи (ныне – Забайкальский край) он оставил весь скот, всё хозяйство, и тайком с детьми и женой перебрался через границу. Деду Бадмы-Ханды в это время было всего лишь 8 лет.

Бадма-Ханда с детства жила в окружении народных бурятских песен и музыки, старинных преданий и сказок. Всё это во многом способствовало формированию творческой натуры будущей певицы.

По воспоминаниям Бадмы-Ханды, детство её прошло вдали от цивилизации – в их селе не было даже электричества. Мама девочки работала преподавателем в сельской школе, а отец занимался традиционным для бурят занятием – разведением скота.

Жила семья Аюшеевых в традиционной бурятской юрте. Девочка с детства помогала родителям по хозяйству, доила коров и овец. Вставало семейство каждый день в 4 утра, и занималось хозяйственными делами. А в 7 утра мама с дочкой отправлялись в школу: Бадма-Ханда на учёбу, а мама – на работу.

Первая встреча с «цивилизацией» для неё произошла в конце 80-х годов, когда к ним из советской Бурятии приехала в гости их дальняя родственница. Бадма-Ханда вспоминает, с каким удивлением она смотрела на европейскую одежду женщины, дивилась её привычке каждое утро делать макияж и т.д.

В родном для девочки Шэнэхэне народные традиции запрещали женщинам носить европейские платья, туфли на каблуках, пользоваться косметикой.

Возвращение на родину предков

После потепления российско-китайских отношений, взаимное общение между шэнэхэнскими и российскими бурятами значительно активизировалось. В начале 90-х годов дедушка Бадмы-Ханды впервые семь десятилетий смог посетить свою историческую родину – забайкальские степи, которые он покинул в восьмилетнем возрасте.

Воспоминания молодости с новой силой нахлынули на престарелого главу рода Аюшеевых, и он твёрдо решил вернуть свою семью обратно в Бурятию.

В 1993г. вся семья, по настоянию дедушки, переезжает в столицу Бурятии, город Улан-Удэ. Девочке, которая в это время всего лишь ходила в 7-й класс, и ранее никогда не покидала Шэнэхэна, открылся новый удивительный мир.

Она впервые увидела широкие проспекты, городские трамваи, многоэтажные благоустроенные дома, впервые в жизни попробовала мороженое. Незабываемые впечатления произвели на тонкую натуру девочки посещения театров Улан-Удэ, где она познакомилась с профессиональным бурятским искусством.

Девочка, в совершенстве владевшая бурятским языком и не понаслышке знакомая с национальной культурой бурят, без экзаменов была принята в Национальный бурятский государственный колледж. По окончании колледжа Бадма-Ханда поступила на вокальное отделение Восточно-Сибирской госакадемии искусств (г.Улан-Удэ). Здесь она усиленно занимается русским языком, который является основным языком преподавания в ВУЗе.

Уже во время учёбы талантливая студентка участвует во многих конкурсах вокалистов, среди которых «Подмосковные вечера» (Москва) и фестиваль народного искусства «Золотой соловей» (Алтай). В студенческие годы Бадма-Ханда впервые посетила Европу, приняв участие от России в международном песенном конкурсе в Лондоне.

Профессиональная деятельность

Уже учась на первом курсе Бадма-Ханда была принята в состав труппы бурятского национального театра «Бадма-Сэсэг». С этого времени началась профессиональная деятельность молодой талантливой певицы. Основу её репертуара составили бурятские народные песни.

Большая часть этих напевов были утрачены в Бурятии за годы главенства официальной культуры соцреализма, но сохранившиеся в «бурятском культурном заповеднике» Шэнэхэна.

Благодаря уникальному таланту, недюжинной работоспособности и трудолюбию, молодая певица довольно скоро становится популярной не только в Бурятии, но и в Забайкальском крае, Иркутской области, Монголии, и на своей бывшей родине – во Внутреннемонгольском автономном районе Китая.

В 1998г. девушку приглашают в качестве солистки в самый известный и титулованный национальный театр Бурятии – «Байкал».

С театром «Байкал» Бадма-Ханда объездила многие города России, Европы и Америки. Благодаря работе в «Байкале» девушка набралась профессионального опыта, здесь произошло её становление как самобытной певицы.

В 2006г. ей присваивается звание Заслуженной певицы Бурятии. В 2010г. Бадма-Ханда начала свою сольную карьеру, которая сложилась не менее удачно.

В качестве сольной певицы она с успехом гастролирует по России, посещает с выступлениями европейские страны. Монголию, Китай. Но особую любовь к творчеству талантливой исполнительницы испытывают жители США, где она побывала с гастролями уже восемь раз.

Её с восторгом принимали Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами и многие другие города Америки. Бадма-Ханда Аюшеева на сегодня является единственной бурятской певицей, выступавшей по личному приглашению в нью-йоркском Карнеги-холле.

В 2018г. за большой вклад в развитие национальной культуры и искусства, президент Республики Бурятия А. Цыденов присвоил Б.-Х. Аюшеевой звание «Народный артист Бурятии».

Личная жизнь

Имеет дочку от первого брака. С первым мужем, Бимбой они познакомились ещё в детстве, живя в китайском Шэнэхэне.

История любви молодых людей начиналась довольно романтично – вслед за своей возлюбленной Бимба покинул Китай, и переехал жить в Бурятию, где они и поженились. Однако адаптироваться к новой для него городской жизни в незнакомой России он так и не смог.

Свою роль в распаде семьи сыграли и частые отъезды молодой супруги на гастроли с театром «Байкал». В итоге Бимба вернулся в родной для него Шэнэхэн.

В 2009г. певица вышла замуж за Принлая Дамдин-Цыреновича Дармаева. Он является заслуженным врачом России, кандидатом медицинских наук.

В настоящее время работает главным врачом в федеральном лечебно-реабилитационном центре «Изумруд».